Дом ребенка "Планета детства"

Пятый год – с 2012 г. – педагоги Прокопьевского дома ребенка «Планета детства» принимают участие во Всероссийских конкурсах педагогического мастерства «Призвание – воспитатель», «Росточек: мир спасут дети», «Мир молодости». Имеют высокие результаты. За методические разработки и проекты по совершенствованию психолого-педагогического сопровождения детей в доме ребенка получили 11 медалей – 2 золотые и 9 серебряных.

В декабре 2016 г. группа педагогов учреждения, в которую входили  старший воспитатель, логопеды, воспитатели, направили разработанные ими методические  материалы по сохранению и укреплению здоровья своих воспитанников в Оргкомитет Международного заочного конкурса «Надежда планеты». Эти материалы были отмечены двумя серебряными медалями.

Начало 2017 г. отмечено новой серебряной медалью во Всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети». Ее заслужила группа педагогов коррекционной службы и воспитателей за проект по комплексному развитию творческого потенциала детей дома ребенка.

 

За летний период 2017 года копилка наград, полученных педагогами дома ребенка за участие в конкурсах профессионального мастерства, пополнилась еще двумя медалями – золотой и серебряной. Ими награждены участники Всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель».

Все активнее педагоги участвуют в Международных конкурсах. К двум медалям конкурса «Надежда планеты» добавилась еще одна серебряная медаль заочного конкурса педагогов «Факел».

 

Каждый ребенок имеет право на счастливое детство. Это право имеют дети, живущие в благополучных семьях, это право имеют и дети, оставшиеся без попечения родителей и проживающие в доме ребенка, который временно заменил им семью.

Педагогический коллектив нашего дома ребенка «Планета детства» очень хорошо понимает свою задачу – окружить вниманием и заботой каждого малыша, сделать его жизнь интересной и наполненной радостными событиями, обеспечить своевременное всестороннее развитие и подготовить к жизни в обществе.

Дети поступают в дом ребенка чаще всего из неблагополучных и асоциальных семей, перенеся моральную или физическую травму. Кроме того, большинство детей имеют отягощенный анамнез, поэтому воспитанники дома ребенка нуждаются в коррекционном сопровождении, комплексной психолого-педагогической и социальной реабилитации с момента поступления в учреждение, т.е. с первых месяцев жизни.

Именно с первых месяцев жизни с ребенком начинает работать логопед. В нашем учреждении шесть высококвалифицированных логопедов, которые формируют речь, стимулируют мыслительную деятельность и нормализуют эмоциональное состояние малышей. Ежедневно логопедическое занятие проводится с каждым ребенком, включая детей, имеющих грубую задержку психо-речевого и моторного развития.

В работе с детьми первого года жизни (период до речевого развития ребенка) логопеды нашего учреждения опираются на методику профессора Архиповой Е.Ф.

В специально оборудованном кабинете проводятся индивидуальные занятия, которые включают в себя:  дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий), артикуляционную гимнастику,  сначала в пассивной, затем в пассивно-активной форме и дыхательные упражнения.  После проведения дыхательной гимнастики логопед переходит к стимулированию голосовых реакций ребенка, работает над нормализацией положения кистей и пальцев рук, развитием мелкой моторики.

На этапе становления активной речи (второй год жизни) структура логопедического занятия несколько меняется. Коррекционно-развивающие занятия также проводятся индивидуально и ежедневно. Продолжительность занятия 10-12 минут. Занятие состоит из вводной части, а также упражнений на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, мелкой моторики (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, предметная деятельность). Основная часть занятия – работа над лексической темой, во время которой малыш знакомится с игрушкой или предметом, обыгрывает их и соотносит с картинкой. В заключительной части логопед обязательно хвалит ребенка, отмечая все его пусть незначительные успехи.

На третьем и четвертом году жизни детей логопед ведет работу над развитием активной речи и формированием коммуникативных способностей воспитанников. Проводятся упражнения на развитие фонематического восприятия, совершенствуется артикуляционная моторика и речевое дыхание. Кроме того, активизируются психические процессы: память, внимание, мышление.

В тесном контакте с логопедом коррекционно-развивающую работу с детьми осуществляет педагог по логопедической ритмике. Основными целями коррекционно-логоритмических занятий являются профилактика нарушений и коррекция речи, а также двигательной сферы ребенка. Занятие по логоритмике в доме ребенка включает в себя: упражнения на развитие внимания, упражнения, регулирующие мышечный тонус, упражнения на развитие чувства темпа и ритма, упражнения на развитие координации движений, упражнения на развитие речевых и мимических движений. Обязательно в каждое занятие педагог включает бег и ходьбу под музыку, подвижную или речевую игру.

Кроме того, с детьми старших групп проводятся музыкально-ритмические занятия с элементами хореографии. Педагог-хореограф адаптировала музыкальные произведения для детей младшего дошкольного возраста и создала собственную уникальную методику. Для каждого танца шьются красочные костюмы и изготавливаются атрибуты. Наши маленькие артисты в 3-4 года осуществляют настоящие музыкальные представления. Танцы и музыкальные постановки включаются в многочисленные праздники, которые так любят дети! Самые главные праздники – Новый год, Рождество и Пасха, День защиты детей, День Матери, 8 марта, Осенний и Весенний балы. Если в дом ребенка приходят гости или празднуется юбилей у кого-то из сотрудников, малыши обязательно готовят концерт, а иногда даже выезжают с гастролями за пределы своего учреждения.

Большую роль в психолого-педагогической реабилитации ребенка и его дальнейшей социализации играет психолог. Психологическое сопровождение помогает адаптироваться ребенку в стенах нашего учреждения и сопутствует ему на всем протяжении пребывания в доме ребенка. Во благо ребенку используются традиционные технологии и инновации – сказкотерапия, арттерапия, игротерапия. В кабинете психолога дети раскрепощаются, много играют, занимаются любимым делом и в результате лучше развиваются.

Рядом с кабинетом психолога расположена сенсорная комната, где очень любят бывать дети. Создание этой комнаты вызвано объективной необходимостью. У детей, воспитывающихся в доме ребенка, часто имеется нарушение познавательной сферы, снижены ориентировочные способности, имеет место недостаточность сенсорных впечатлений. Поэтому система коррекционно-развивающих мероприятий для своевременного и полноценного сенсорного воспитания просто необходима. Данная задача реализуется через специально разработанную программу занятий в сенсорной комнате, в которой сформирована специальная предметно-развивающая среда. При оборудовании учитывались принципы доступности и рационального расположения материала, использовались элементы Монтессори-педагогики. Кроме того, кабинет оснащен оборудованием «Мультисенсорная комната», которое включает в себя: аквалампу, проектор направленного света, зеркальный шар, ароманабор, мягкие кресла. На специальных занятиях дети знакомятся с величиной, формой и цветом предметов, у них формируются элементарные математические представления, а также обонятельные,  вкусовые и тактильные ощущения. Педагоги сенсорной комнаты развивают у детей творческие способности, применяют нетрадиционные приемы лепки, рисования и аппликации. В качестве материала используется глина, соленое тесто, крупы, ткань. Дети рисуют кистью, пальчиками, всей ладошкой; выкладывают узоры из камушков, пуговиц, дорисовывают кляксы и завитки.

Кроме того, занятия в сенсорной комнате являются формой психологической реабилитации, здесь проводятся упражнения по релаксации, психогимнастике. Все мероприятия проводятся в увлекательной игровой форме.

Большую часть времени дети проводят в группе с воспитателями. Для детей воспитатели – это мамы, любимые и добрые друзья и наставники. «Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми», - эти слова Оскара Уайльда стали девизом для воспитателей нашего дома ребенка. Всю свою деятельность они направляют на то, чтобы детям было комфортно в группе, где они живут, чтобы малыши не чувствовали себя одинокими и всегда могли найти себе занятие по душе.

В каждой группе оборудована своя предметно-развивающая среда. Основные принципы – эстетичность, соответствие возрасту, доступность и разнообразие игрового и дидактического материала. Много игр и пособий воспитатели делают своими руками.

Дети живут интересной и насыщенной жизнью. Ежедневно с малышами проводятся специальные игры-занятия по плану воспитателя, прогулки, развлечения. Много внимания уделяется индивидуальной работе с детьми. У детей старших групп имеются свои личные игрушки, альбомы, куда они складывают свои творческие работы. Обязательно в группе празднуются дни рождения каждого ребенка. Дети очень любят кукольные представления, которые им устраивают педагоги, развлечения и просмотр мультфильмов и детских телепередач.

Важный раздел работы всех педагогов дома ребенка – это мероприятия по социальной реабилитации. Дети много гуляют по городу, особенно в летнее время. Очень любят пешие прогулки в «Солнечный город», где отдыхают и катаются на детских аттракционах. С детьми организуются экскурсии и целевые прогулки. Часто воспитанники старших групп бывают на станции юных натуралистов в ЦДО, где наблюдают за животными.

Комплексная психолого-педагогическая и социальная реабилитация детей в доме ребенка принесла свои положительные результаты. Больших успехов наши педагоги достигли в вопросе формирования личности ребенка. Каждый приходящий в наше учреждение человек отмечает, что на наших малышах нет налета «казенности», дети очень доброжелательны, коммуникабельны, веселы. Они задают вопросы, как и все дети в их возрасте, интересуются окружающим и ничем не отличаются от сверстников, воспитывающихся в семьях.

Октябрь 2018 г.

В канун Дня Учителя в доме ребенка прошел конкурс профессионального мастерства педагогов на звание «Лучшая группа – 2018». Он состоял из трех этапов:

  1. Образовательное мероприятие с детьми с элементами сказкотерапии;
  2. Представление педагогами инновационного опыта работы в форме презентации;
  3. Смотр предметно-развивающей среды в группах.

Педагоги всех семи групп продемонстрировали мастерство, профессионализм, фантазию и творческий подход к своей работе, поэтому жюри во главе с руководителем учреждения Сафиуллиной Л.Е. с большим трудом выбрали победителей конкурса, ими стали:

группа «Ромашка» - 1 место;

группа «Ягодка» - 2 место;

группа «Сказка» - 3 место.

Кроме того, педагоги «Планеты детства» встретили свой профессиональный праздник победами во Всероссийском заочном конкурсе «Призвание – воспитатель» и Международном конкурсе педагогического мастерства «Факел», получив золотые медали за методическую разработку по совершенствованию педагогического процесса в доме ребенка и коррекционно-развивающую программу «Воспитание здорового малыша в условиях дома ребенка».

07.12.2018 г.

В городе Прокопьевске впервые состоялся конкурс профессионального мастерства педагогов, работающих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Открытое сердце». Дом ребенка представляла воспитатель высшей категории Каримова ЭХ с опытом работы по теме: «Психолого-педагогическая реабилитация детей в доме ребенка путем приобщения их к творчеству». Конкурс состоял из четырех этапов:

- презентация опыта работы;

- открытое занятие;

- мастер-класс;

- круглый стол.

Эльмира Харисовна продемонстрировала высокий профессионализм и педагогическое мастерство в каждом этапе, заняв по общим результатам конкурса III место.

А педагоги коррекционной службы вновь приняли участие в Международном заочном конкурсе «Факел», куда представили разработанную ими коррекционно-развивающую программу «Воспитание здорового малыша в условиях дома ребенка». Программа была удостоена золотой медали.